Банки начали ухудшать условия по кешбэку задним числом. На это жалуются клиенты РСХБ, АТБ и Банка ДОМ.РФ на форуме Банки.ру. Кто неправ и как добиться обещанных бонусов?
«Почему банк позволяет менять условия задним числом?»
«Повелся на рекламу дебетовой карты «Хозяина» от данного банка, банк обещал начислять 10% за телекоммуникации, — рассказывает пользователь под ником heavycherry. — Официальный представитель банка на форуме подтвердил, что за mcc 4814 будет начислен кешбэк 10%. В мае оплатил интернет на 550 рублей, а банк начислил мне за это 1%, оправдывая это тем, что у них изменилась программа. Но они объявили об этом В КОНЦЕ ИЮНЯ, а покупка была совершена в СЕРЕДИНЕ МАЯ!» (орфография и пунктуация автора здесь и далее сохранены. — Прим. Банки.ру). «Почему банк позволяет менять условия «задним числом», — недоумевает еще один клиент РСХБ.
В конце июня — начале июля в «Народном рейтинге» произошел всплеск подобных жалоб. Один из пользователей обратил внимание, что банк в собственных же правилах обязуется обо всех изменениях уведомлять клиента заблаговременно. В правилах банка действительно указано, что он вправе в одностороннем порядке изменять условия программы лояльности и в этом случае уведомляет пользователя не позднее чем за десять календарных дней до введения изменений в действие. Уведомить клиента банк может одним из способов: разместив информацию на стендах в отделениях, на сайте или в личном кабинете пользователя. То есть присылать пуш-уведомления, письма или сообщения об изменении условий программы лояльности банк не обязуется. Клиентам нужно самостоятельно отслеживать изменения в документе.
В мае 2020 года Россельхозбанк нашел «пробел» в своей программе лояльности. «В частности, операции по оплате услуг сотовой связи позволяли клиентам получать повышенный кэшбек, а благодаря наличию у операторов сотовой связи продуктов, по которым баланс мобильного телефона равен балансу банковской карты, использовать одни и те же оборотные средства до момента достижения максимальной суммы кешбэка в месяц, установленной тарифами банка», — рассказывают в РСХБ. «Отсутствие иных операций по картам таких клиентов позволяет сделать вывод, что данное поведение не несет в себе иного экономического смысла, кроме как извлечение прибыли», — полагают в банке.
В связи с этим в мае банк пересмотрел перечень МСС-кодов, по которым начисляются кешбэк и бонусы. В пресс-службе РСХБ подчеркнули, что банк не раскрывает перечень МСС-кодов, по которым начисляется кешбэк, для «исключения возможных злоупотреблений». Поэтому изменения в этом списке не вносятся в тарифы и другие клиентские документы, а значит, и необходимости информировать клиентов у банка не было. «Измененный перечень МСС-кодов был применен при очередном начислении кешбэка/баллов в июне (по операциям клиентов в мае), а именно 29.06.2020. Таким образом, сообщения о том, что банк изменил тарифы без предупреждения клиентов, или о том, что изменения имеют обратную силу, не соответствуют действительности», — резюмируют в пресс-службе банка.